Cоциально-психологический тренинг уверенного поведения в межличностном общении

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

 

Пояснительная записка

Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении.

 Данный тренинг предполагает научить боязливых и скованных людей уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в межличностных отношениях. В ходе тренинга важно научить участников отличать уверенное поведение от агрессивного и неуверенного, а также сформировать автоматические навыки уверенности.

    Упражнения и ролевые игры, входящие в тренинг, объединены в законченную последовательность действий, приводящих к результату-развитию чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях.

Тренинг предназначен для психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников, а также всех, кто стремится развить свою уверенность и коммуникативные навыки.

Планирование результатов обучения.

Развитие уверенного поведения личности: овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, изучение и овладение приемами уверенного межличностного взаимодействия.

Введение

Тренинг уверенного поведения в межличностных отношениях предполагает  осознание своей ценности и  развитие  коммуникативной культуры личности.

 Целью коммуникативного тренинга является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также с помощью процессов, происходящих в группе. Группа в тренинге используется для развития и отработки навыков межличностного общения ее участников. Участники могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают обратную связь. Руководители могут также играть активную роль в распространении информации, моделировании и обеспечении группы обратной связью.

         Материалы к занятию: ручки, чистые листы, чемодан,  мячик.

Участники тренинга сидят на стульях в кругу.

 

 

 

Примерное содержание занятия.

Итак, сегодня мы станем участниками психологического тренинга уверенного поведения в межличностном общении. Давайте повторим правила работы на тренинге.

Выработка правил работы в группе:

1. Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «Здесь и сейчас». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.

3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.

4. Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.

6. Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».

7. Правило «стоп».  Любой участник тренинга может отказаться от  выполнения  упражнения, не объясняя на то причины.

Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.

Психолог. Хорошо. Мы обсудили правила работы в группе. А теперь давайте перейдём к выполнению упражнения.

 

1.Упражнение «Три имени»

Психолог. Давайте каждый участник назовёт три варианта своего имени  (как называют вас друзья, родственники, знакомые).

Пример. Татьяна, Танюша, Танечка.

Каждый участник должен назвать три варианта своего имени  (например, как называют вас в семье, как называют близкие друзья, как бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня на тренинге - придумать тренинговое имя).  После этого каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может, послужила причиной возникновения этого имени.

Психолог: какие трудности возникли при выполнении этого упражнения?

2. Упражнение «Знакомство».

Цели: снизить тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду. Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Психолог. Давайте выполним упражнение на знакомство.

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде психолога все перестраиваются в заданном порядке. Перестановка происходит по заданным параметрам:

- по первой букве имени, фамилии, отчества,

- по цвету волос,

-по месяцу рождения,

- по числу рождения.

Участники делятся впечатлениями от игры.

Психолог:  « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в гордом одиночестве, то есть было оно гордым или каким-то абсолютно иным»?

3. Упражнение «Девиз». 

 

Психолог. Был в старину обычай изображать-изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а над девизом давайте подумаем.

 Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе.

 На формулировку девиза даётся 5 минут.

Затем вы по очереди зачитаете свои жизненные девизы и в случае необходимости дадите необходимые объяснения.

Главное в упражнение – идея и раскрепощённость самовыражения. Во время обсуждения все в праве задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.

 После обсуждения девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы, зафиксировав в нём принципы взаимоотношений и взаимодействия.

Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на главном-что я ценю в жизни, чем дорожу.

Психолог:

Примеры девизов: «Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти»

«Все проще, чем кажется»

«Чтобы оценить дорогу, надо ее пройти»

Психолог:  « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»

 

4. Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся».

Цель – разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов.

Упражнение — 20 мин.

Психолог.  «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны страха" и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я боюсь чего-то, хотя многие этого не боятся". Задача каждого — найти в себе минимум 1 страх». «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»

 Пример психолога: « Я боюсь перемен в жизни, хотя многие этого не боятся».

Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться»

Психолог:  « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»

 

5.Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся».

    Упражнение — 20 мин.

Психолог. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны смелости" и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди". Задача каждого — произнести хотя бы одну подобную  фразу». «Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом».

Пример психолога:  «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди».

«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».

«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди»

Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п.

После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»

Психолог:  « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»

 

6.Упражнение « Как же ты научился этого не бояться?».

  Составляются пары, в которых один участник боится того, чего не боится другой. Нужно выяснить, как первый участник научился не бояться, что ему в этом помогло.

Затем идет обсуждение различных способов формирования смелости.

 

 

7.Упражнение «Чемодан».

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Психолог: "Наша работа подходит к концу". Мы расстаемся.  Но перед тем как завершить работу,  мы соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и озвучим содержимое чемодана. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили".

Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.

При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Психолог:  « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»

Спасибо!

 Психолог: Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами.

 

Список рекомендуемой литературы.

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – Питер, 2006.
  2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89,2006.
  3. Таланов В. Л., Малкина – Пых И. Г. / Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005.
  4. Ромек В.Г Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.
  6. Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. - Луганск: Глобус, 2000.
  7. Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Речь, 2000.
  8. Немов Р.С. – Психологическое консультирование: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1999.
  9. Коломинский Я,Л, Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: Тетра Систем, 2000.
  10.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
  11.  Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.
  12. Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер, 1997.
  13. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, 2001.

 

 

Приложение к упражнению «Чемодан»

Таблица. Качества,  помогающие и мешающие общению.

  Помогающие                        Мешающие

 

Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность)

Недоброжелательность

Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)

Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия)

Недружелюбие

Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)

Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость)

Неприветливость

Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)

Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность)

Неискренность, лживость

Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)

Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их)

Неэмпатичность

Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)

Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный)

Непредупредительность

Категоричностьбезапелляционность(недопущение возражений)

Общительность (склонность общаться)

Необщительность

Самоуверенность

Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость)

Невежливость

Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)

Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника)

Неуважительность

Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)

Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении)

Бестактность

Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)

Умение говорить

Неумение говорить

Заносчивость (высокомерность, чванство,)

Умение слушать

Неумение слушать

Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)

Коммуникабельность (способность общаться)

Некоммуникабельность

Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)

Инициативность

Безинициативность

Наглость

Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность)

Трудность вступления в общение

Нескромность, хвастливость

Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн)

Закрытость

Скрытность Уход от зрительного контакта

Надёжность

Ненадёжность

Демонстрация превосходства

Обязательность (верность своему слову)

Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно)

Авторитарность (требование беспрекословного подчинения)

Опрятность

Неопрятность

Эгоизм

Оптимистичность

Пессимистичность

 

Энергичность, активность

Вялость, пассивность

 

Чувство юмора

Отсутствие чувства юмора

 

Культурность

Некультурность

 

Ум

Неумность