27 мая 2018 в 17:24

Поездка в Далматовский Успенский монастырь

24 мая состоялась православная поездка в Далматовский Успенский монастырь с представителями всероссийского общества слепых в сопровождении специалиста по социальной работе Дмитриевой А.С.

В монастыре нас встретил инок Герман, который провел подробную, познавательную и интересную экскурсию по храму. 

Первым делом мы отравились в часовню – усыпальницу преподобного Далмата. Там нам рассказали , что монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Берёзове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушел и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королёвым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. 

     Однажды Илигей пришел к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещенных татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомленный поездкой от Тюмени, Илигей с толпою своих единоплеменников остановился на ночлег напротив пещеры. К сонному Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошел с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак находится в Екатеринбургском краеведческом музее, а кольчуга утеряна).

 Далее мы проследовали в церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». 

     Мы смогли приложиться к мощам преподобного Далмата Исетского. Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих.

Так же нам рассказали об истории храма. В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года.

В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыни более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.

В 1662—1664 годах монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его.

В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключен договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.

В 1707—1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.

23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.

В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.

В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.

В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.

В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.

В 1761 году открыта семинария.

К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесен ущерб 6000 рублей серебром.

В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).

В 1871-1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов. 

После посещения церкви нас проводили в трапезную, где под чтение «Жития святых» мы потрапезничали  и отправились в музеи при храме.

Первым из музеев, который мы посетили, был музей в честь архимандрита Антонина (Капустина).

В Успенском Далматовском мужском монастыре к 200-летию со дня рождения выдающегося начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме уроженца Зауралья архимандрита Антонина (Капустина) создана и в 2016 г. к 200-летию Далматовского духовного училища, выпускником которого был о. Антонин, открыта экспозиция монастырского музея. Интерьер помещения выполнен в ближневосточном стиле. В каждой из витрин представлены экспонаты, иллюстрирующие основные этапы жизни, места, связанные с деятельностью, занятия и увлечения о. Антонина. Все экспонаты – подлинные предметы XIX – нач. XX вв.: печатные издания, фотографии, документы, письма, открытки, литографии, монеты, банкноты, марки, знаки отличия, предметы обихода, паломнические реликвии.

Следующий зал монастырского музея посвящен периоду богоборчества и репрессий. На первом этаже здания северных келий, под лестницей вестибюля имеется небольшое помещение, похожее на монашескую келию или тюремную камеру.

  Наибольшее количество экспонатов представлено в первых двух витринах. В первой, посвященной деятельности репрессивных органов Советской власти, - подлинные фотографии и документы сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции, ВЧК, НКВД, ГУЛАГа, НКГБ, образцы вооружения (штык от винтовки, револьвер, маузер), знаки отличия (кокарды) и награды советского времени, личные вещи заключенных (ложка, миска, кружка, кайло, портсигар), фотографии наркомов внутренних дел, газеты с характерными статьями того времени. Над витриной установлен транспарант с распоряжением Председателя Совнаркома В.И. Ленина:  «В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». В простенке между двумя первыми витринами – попытка реконструкции стола следователя. Рядом на стене – вешалка и телефон 30-40-х гг. ХХ в.

   Во второй витрине – экспонаты, характеризующие деятельность «Союза воинствующих безбожников» и советскую антирелигиозную пропаганду: газеты «Безбожник», журналы «Антирелигиозник», антирелигиозные и атеистические учебники, календари, книги и поэтические сборники, открытки и карикатуры, фотографии ряженых, антирелигиозные игральные карты, членские билеты и значки «Союза воинствующих безбожников». 

Третий музей, который мы посетили назывался «Жизнь в царской России».

подняться по лестнице на второй этаж северных келий мы увидели на побеленных стенах, сохранивших фактуру кирпичной кладки старинного здания, прикреплены чугунные доски – одна на основание церкви в Далматовском монастыре, две напольные из церкви и две надгробные (благочинного и настоятеля приходской Далматовской Николаевской церкви и диаконской жены). 

Перейдя из вестибюля в основной зал, мы познакомились с экспонатами, связанными непосредственно с историей Далматовского монастыря, лишь в двух ближайших от входа витринах. В расположенной с левой стороны от входа – экспонаты дореволюционного периода (старопечатные книги; книги, принадлежавшие насельникам монастыря; книги и документы, связанные с Далматовским духовным училищем; письмо настоятеля монастыря; дореволюционные издания о старце Далмате и Далматовской обители; литография Далматской иконы Успения Божией Матери). Рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря дореволюционного периода (из фондов Свердловского областного краеведческого музея, Шадринского краеведческого музея, цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского и др.).

В витрине, расположенной с правой стороны от входа – экспонаты периода возобновления монашеской жизни в обители, начиная с 90-х годов ХХ в. (документы и материалы, связанные с обретением мощей прп. Далмата Исетского; письменные свидетельства о почитании прп. Далмата; личные вещи первого архиерея Курганской епархии и священноархимандрита Далматовского монастыря Преосвященнейшего епископа Михаила; подарочное издание Библии – дар монастырю к 20-летию возрождения монашеской жизни в обители архиепископа Курганского и Шадринского Константина; епархиальные награды – медали преподобного Далмата Исетского I и II степени, одной из которых (I степени) в 2013 г. награжден архиепископом Константином Далматовский монастырь; макет Скорбященской церкви монастыря – дар Далматовскому району курганского предпринимателя и одного из инициаторов возрождения монастыря Ю.Н. Аникина). Также рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря начиная с середины ХХ в. и по настоящее время. Под фотографиями еще две небольшие витрины по сторонам от входа – там выставлены фрагменты фигурных кирпичей и изразцов, найденных на территории монастыря, а также более подробные материалы раскопок в усыпальнице прп. Далмата и другие находки на территории обители.

Основную же часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой – жизнь в царской России. И это не случайно. Почти ровесник Дома Романовых, монастырь с более чем трехсот шестидесятилетней историей – плоть от плоти частичка той Святой Руси, которая созидалась на просторах православного Русского Царства (впоследствии – Российской Империи). Поэтому знакомство с историей Далматовской обители невозможно без соприкосновения с жизнью наших предков, подданных православного русского самодержца.

По окончанию экскурсии мы оставили свои положительные впечатления в виде отзыва. И многие из группы наметили планы о возвращении в этот прекрасный монастырь с семьей. 

 

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
3
4
5
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9